Unleashing God's Truth, One Verse at a Time


Джон Мак-Артур

Благодаря теории эволюции натурализм стал доминирующей религией современного общества. Около полутора веков назад Чарльз Дарвин в книге «Происхождение видов» в популярной форме представил кредо этой «светской религии». И хотя большая часть положений дарвиновской теории о механизмах эволюции уже давно была опровергнута, само́й эволюционной доктрине удалось достичь статуса фундаментального символа веры современного популярного мышления. Теперь натурализм подменил христианство в качестве главной религии западного мира, а эволюция стала главным положением натуралистической веры.

Натурализм – это убежденность в том, что все законы и силы, действующие во вселенной, по своей природе являются естественными, а не нравственными, духовными или сверхъестественными. По своей сути, натурализм – это атеистическая система, отвергающая саму идею о личностном Боге. По этой причине многие думают, что натурализм не имеет ничего общего с религией. Фактически, распространенное заблуждение состоит в том, что натурализм является воплощением научной объективности. Сами сторонники натурализма любят представлять свою систему как некую философию, которая противоположна всем системам мировоззрения, основанным на вере, претендуя на научное и интеллектуальное превосходство именно по причине своего предположительно антирелигиозного характера.

Но погодите. Религия – вот слово, которое точно подходит для описания натурализма. Вся эта философия построена на исходных предпосылках, принятых на веру. Её главное предубеждение – изначальное отвержение всего сверхъестественного – требует гигантского прыжка веры. И почти все поддерживающие её теории также должны быть приняты верой.

Возьмём, к примеру, учение об эволюции. Идея о том, что для происхождения всех существующих видов необходим эволюционный процесс, никогда не была и не будет доказана как неопровержимый факт. Она также не может претендовать на «научность» ни в каком подлинном смысле этого слова. Наука имеет дело с тем, что можно наблюдать и повторить путём эксперимента. Но происхождение жизни нельзя ни наблюдать, ни повторить ни в какой лаборатории мира.
Следовательно, согласно этому определению, наука не может дать нам никакого знания о том, откуда мы пришли или как мы здесь появились. Убеждённость в правоте эволюционной теории представляет собой самую настоящую веру. А догматическая убеждённость в какой-либо натуралистической теории не более «научна», чем любой другой вид религиозной веры.

Современный натурализм зачастую продвигается с такой миссионерской ревностью, которая может быть свойственна только сторонникам религии. Популярному христианскому символу, рыбе, который многие христиане приклеивают на свои машины, теперь придумали натуралистический аналог: рыба с ногами и написанным внутри неё словом «Дарвин». Интернет превратился в самое напряжённое миссионерское поле натурализма, на котором его евангелисты со всем напором пытаются освободить находящиеся во тьме души, которые всё ещё цепляются за свои религиозные предрассудки. Судя по содержанию некоторых натуралистических работ, направленных на обращение людей в натурализм, его приверженцы зачастую показывают такую страстную посвящённость своей вере, которая составит конкуренцию или даже легко превзойдёт фанатизм любого религиозного радикала. Натурализм, безусловно, является религией в той же мере, в какой и любое теистическое мировоззрение.

Этот факт подтверждают также и исследования убеждений тех сторонников натурализма, которые называют себя наиболее свободными от религиозных предрассудков. Возьмём, к примеру, Карла Сагана [Carl Sagan], одного из известнейших представителей науки последних двадцати лет. Знаменитый астроном и телеведущий, Саган открыто выражал свою неприязнь к библейскому представлению о Боге. Но он стал ведущим телепроповедником религии натурализма. Он проповедовал мировоззрение, полностью основанное на материалистических предпосылках. В основе всего, чему он учил, лежало твёрдое убеждение в том, что всё во вселенной имеет естественную причину происхождения и естественное объяснение. Именно это убеждение – его символ веры, а не подлинное научное наблюдение – направляло и формировало каждый аспект его теории о вселенной.

Рассуждая о безграничности и сложности вселенной, Саган пришёл к выводу, какой он и должен был сделать, учитывая его отправной пункт: не существует ничего более великого, чем сама вселенная. Таким образом, он позаимствовал божественные атрибуты, такие, как бесконечность, вечность и всемогущество, и приписал их самой вселенной.

Религия Сагана была, в сущности, одной из форм натуралистического пантеизма, и его лозунг явно это демонстрирует. Он обожествлял вселенную, утверждая, что сам космос всегда был, есть и будет (ср. Откр. 4:8). Изучив космос достаточно для того, чтобы увидеть свидетельства о бесконечной силе Творца и Его могуществе, он приписал это всемогущество и славу самому творению, совершив в точности ту же ошибку, которую апостол Павел описал в Римлянам 1:20-22:

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих – и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели.

Поступив в точности как идолопоклонники, описанные Павлом, Саган поставил творение на место, которое по праву принадлежит Творцу.

Карл Саган, посмотрев на вселенную и увидев её величие, пришёл к выводу, что ничто не может быть более великим. Его религиозные предубеждения заставили его отвергнуть саму мысль о том, что вселенная является результатом разумного замысла. По сути, как и следует посвящённому натуралисту, он должен был отвергнуть факт творения. Следовательно, он приписал вечность и бесконечность вселенной, которая, естественно, заняла место Бога в его разуме.

Религиозный характер той философии, которая сформировала мировоззрение Сагана, проявляет себя во многих его письменных трудах и изречениях. Его роман «Контакт» [Contact] (экранизированный в 1997 г.) наполнен религиозными метафорами и образами. В нём рассказывается о том, как в декабре 1999 г., на рассвете нового тысячелетия, когда мир был наполнен мессианскими ожиданиями и апокалиптическими страхами, была открыта внеземная жизнь. В воображении Сагана открытие внеземной разумной жизни во вселенной становится «откровением», которое представляет базу для объединения науки и религии в единый сплав мировоззрения, который совершенным образом отражает собственные убеждения Сагана – новую религиозную систему, в которой космос представлен Богом, а учёные – новым священством.




Available online at: https://www.gty.org/library/articles/ruB100427
COPYRIGHT ©2024 Grace to You

You may reproduce this Grace to You content for non-commercial purposes in accordance with Grace to You's Copyright Policy (http://www.gty.org/about#copyright).